Причины отказа запуска двигателя при работающем стартере

При повороте ключа зажигания стартер крутит, но не заводится двигатель. Когда это произошло, не стоит поддаваться панике. При пуске мотора в холодное время это случается из-за неправильной подготовки к запуску. Прогретый двигатель может не запускаться по другим причинам.

Что делать, если не запускается двигатель?

Случается так, что не заводится машина, а стартер крутит.

Поиск причины начинают с проверки самого стартера. Когда он исправен, то при запуске двигателя не должно быть посторонних щелчков или других лишних звуков. Звук сработавшего втягивающего реле и ровное жужжание электромотора — признак исправного узла. Если в работе присутствуют пропуски или не происходит вращение коленчатого вала — неисправность находится в самом стартере.

Выяснив, что исправно стартер крутит, но не схватывает двигатель, переходят к диагностике других систем машины. Мотор запускается при подаче топлива, воспламенении и управлении этими процессами. Зная это, проверяют систему зажигания, топливную систему и датчики электронного блока управления.

Система зажигания

За воспламенение смеси отвечают свечи зажигания. В наличии искры убеждаются, выкрутив свечу из любого цилиндра. Присоединяют к ней высоковольтный провод. Свечу кладут на металлическую крышку блока цилиндров. Вращают двигатель и наблюдают за электродами свечи. Если искра появляется, то свеча исправна и элементы искрообразования тоже.

Кроме свечей и высоковольтных проводов, система зажигания включает в себя детали:

  • аккумуляторную батарею и замок зажигания;
  • зажигания;
  • катушку зажигания (бобину) или модуль зажигания;
  • коммутатор;
  • датчик зажигания.

При отсутствии разряда между электродами проблему продолжают искать, ориентируясь на тип двигателя. В автомобиле с карбюраторным двигателем, возможно, неисправна катушка зажигания, а в моторе с инжектором — модуль зажигания.

Модуль зажигания можно проверить тестером в режиме измерения сопротивления. Сопротивление между парными выводами 14 и 23 должно быть близко к 5,4 Ом. Убедиться в неисправности модуля можно при помощи замены на рабочий блок.

Диагностика катушки зажигания проводится путем извлечения центрального провода из крышки трамблера. Подводят провод к металлической детали двигателя, оставив воздушный зазор 4—5 мм. Прокручивают мотор и наблюдают за появлением разряда. При отсутствии искры возвращают провод на место, снимают крышку трамблера и осматривают поверхность на наличие механических повреждений. Визуально оценивают состояние бегунка и проверяют исправность сопротивления, которое в нем стоит. Там установлено проволочное сопротивление 1 кОм или 5,6 кОм. Если сопротивление сгорело, то стартер крутит, но машина не заводится.

В моторах с инжектором, где количество клапанов 16, стоят катушки зажигания на каждый цилиндр. Высоковольтных проводов нет. Управляющее напряжение подается из контроллера автомобиля на каждую такую катушку отдельно. Сразу все катушки не могут выйти из строя. Поэтому, если мотор не издает ни одного выхлопа, проверкой этих катушек заниматься не нужно.

Виновниками того, что стартер крутит, но двигатель не заводится, могут быть как коммутатор, так и датчик зажигания. Их проверяют заменой заведомо исправными аналогами.

Отдельно стоит отметить отказ запуска дизельного двигателя в такой же ситуации. В камере сгорания, куда топливо и воздух подаются отдельно, солярка детонирует от нагрева воздуха до 800 °C при сжатии. Однако там стоят свечи накаливания, которые автоматически запускаются при запуске. Время работы регулируется по показателям датчика температуры мотора. Свечи отключаются при прогреве двигателя до установленной температуры. Если свечи накаливания неисправны, то дизель будет крутить, но так и не заведется.

Когда в процессе проверки узлов зажигания не выявлено причин отказа запуска, переходят к диагностике питания двигателя.

Топливная система

Проверку питающей системы автомобиля выполняют последовательно: от резервуара с топливом, заканчивая устройством впрыска.

Определяют рабочее состояние следующих элементов контура:

  • бака;
  • бензонасоса — электрического или механического;
  • карбюратора или инжектора;
  • топливного фильтра;
  • топливопроводов;
  • дроссельной заслонки;
  • форсунок.

Отсутствие топлива в баке — причина, когда двигатель не работает и машина не заводится. В бензобаке расположен датчик уровня топлива с поплавком. Если датчик не в порядке, то индикатор на панели показывает наличие топлива, хотя бензина нет.

Бензонасос располагается либо в подкапотном пространстве, либо непосредственно в баке. Это зависит от типа двигателя. В карбюраторных моторах за подачу топлива отвечает механический бензонасос. Насос приводится в движение толкателем привода распределительного вала. Причинами его отказа бывают:

  • разрыв диафрагмы;
  • износ эксцентрика или толкателя;
  • поломка пружины диафрагмы;
  • засорение сетки фильтра.

При включении зажигания в автомобилях с инжекторным мотором слышна работа бензонасоса, расположенного в баке. Если не слышно, как работает моторчик ТН, то на него не поступает питающее напряжение или же он вышел из строя. Первое, что нужно сделать, — это проверить наличие напряжения на колодке бензонасоса.

Отказ дизельного двигателя происходит из-за подсасывания воздуха в топливный насос высокого давления или из-за того, что засорились плунжеры насоса. Проверку ТНВД проводят только на специальном стенде.

Следующими узлами, которые необходимо проверить, являются карбюратор или инжектор.

В карбюраторе подготавливается смесь воздуха и бензина, которая подается в цилиндры по впускному коллектору. Карбюратор при наличии бензина в поплавковой камере может не работать по причине засорения жиклеров. Устранить проблему можно, сняв верхнюю крышку и продув жиклеры.

Инжекторная конструкция позволяет выполнять впрыск топлива во впускной коллектор и цилиндры мотора с помощью форсунок, которые за секунду открываются и закрываются неоднократно. Управляет их работой электронный блок управления (ЭБУ). Неисправность инжектора можно выявить только на СТО при диагностике двигателя.

Препятствовать запуску автомобиля может топливный фильтр. Фильтр очищает топливо от грязи, посторонних веществ и воды. Забитый продуктами фильтрации элемент перестает пропускать топливо в контур.

Топливопроводы, если не повреждены, служат причиной отказа двигателя в том случае, когда в них замерзают капли воды. В дизельных топливных системах зимой густеет некачественная солярка.

Конструкция дроссельной заслонки, которая отвечает за подачу воздуха в инжектор или карбюратор, тоже может со временем повредиться. Управление заслонки механическим или электрическим приводом осматривают, чтобы исключить эту причину отказа при запуске.

Форсунки (как бензиновых ДВС, так и дизельных моторов) проверяют на предмет их засорения или отсутствия управляющих сигналов ЭБУ. Но лучше это сделать в диагностическом центре на СТО.

Другие технические поломки

Существует еще ряд неисправностей, при которых машина не заводится, а стартер крутит ровно. Перечислим некоторые из них:

  • неисправность различных датчиков двигателя;
  • обрыв ремня ГРМ;
  • ослабленный ремень ГРМ перепрыгнул на несколько зубьев, при этом нарушился порядок фаз газораспределения;
  • шестерня стартера не входит в зацепление с венцом маховика двигателя;
  • разряжена аккумуляторная батарея или плохой контакт на ее клеммах;
  • автомобиль стоял на морозе, и загустело масло;
  • не выключено противоугонное устройство, которое блокирует какой-то определенный узел агрегата;
  • забито выходное отверстие глушителя.

Поиск причины проводят по принципу «от простого к сложному». Если собственноручная диагностика не принесла результатов, то доставляют автомобиль в сервис.

News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *