Закон об утечке данных ляжет тяжелым грузом на малый и средний бизнес
Закон об утечке данных может обойтись МСП в 400 миллиардов рублей в год
Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ
Предложение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ввести штрафы за утечку информации может обойтись малому и среднему бизнесу в 400 миллиардов рублей ежегодно. Такую оценку инициативе дали в Институте развития предпринимательства и экономики. Соответствующее письмо за подписью руководства ИРПЭ было направлено в Минцифры 8 августа, сообщает издание «Коммерсантъ».
Законопроект о введении оборотных штрафов для компаний, допустивших утечку данных, проходит рассмотрение в Минцифры с конца мая. Если необходимые поправки введут в КоАП, то компании, допустившие утечку данных, будут штрафовать на 1 процент ее годового оборота. Если предприятие попытается скрыть факты утечки и это обнаружится, то сумма штрафа составит 3 процента.
«Мы опасаемся того, что после такого кулуарного обсуждения инициативы субъекты МСП окажутся перед лицом готового законопроекта, к которому не успеют направить отзывы. Широкого обсуждения требует базовый вопрос — является ли законопроект вообще своевременным сейчас в условиях турбулентности? Какие могут быть альтернативы?» — отметила директор ИРПЭ Наталья Назарова.
Помимо высоких затрат малых и средних предприятий на внедрение систем кибербезопасности, она назвала риски недобросовестной конкуренции, инструментом которой могут быть кибератаки на конкурентов.
Руководитель ИРПЭ предложила включить в обсуждение инициативы бизнес-омбудсменов, экспертов комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству и профильные бизнес-объединения.
В Минцифры изданию «Коммерсантъ» прокомментировали получение письма, подчеркнув, что вопрос находится на стадии проработки, «в том числе с представителями бизнес-сообщества».
В то же время омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова рассказала, что с представителями рынка законопроект не обсуждался. Она подчеркнула, что у компаний представляемого ею сегмента нет ресурсов, чтобы реализовать системы безопасности.
Омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов также считает, что малый бизнес столкнется с непреодолимыми трудностями. Помимо того, что им не на что будет закупать и обслуживать дорогостоящие системы хранения данных, в точках общественного питания высокая текучка персонала. И никто не сможет отследить, если уволившиеся сотрудники скопируют базы данных, а потом продадут их.
Также представители МСП не исключили, что могут оказаться жертвами шантажа. По мнению Ляльи Садыковой ситуацией воспользуюся как клиенты, оставившие свои данные, так и недобросовестный персонал.