Мишустин провел стратегическую сессию по развитию Северного морского пути
Михаил Мишустин заявил о создании единого инфраструктурного комплекса на СМП
Фото: Павел Львов / РИА Новости
План развития Северного морского пути, который был подготовлен по поручению президента, фактически формирует новую экономику Арктики. В рамках его реализации предусмотрено создание единого инфраструктурного комплекса, в том числе строительство: более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, создание орбитальной группировки спутников. Об этом сообщается в Telegram-канале правительства России по итогам стратегической сессии по развитию Северного морского пути (СМП), которую провел председатель правительства Михаил Мишустин.
По словам главы правительства, инвестиции для реализации плана в ближайшие 13 лет составят порядка 2 триллионов рублей, из которых около 600 миллиардов рублей предусмотрены в федеральном бюджете.
Михаил Мишустин заявил, что ряд проектов для развития СМП уже реализованы. В частности, создана современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность. С космодрома Восточный запущен спутник радиолокации ледовой обстановки, являющийся частью этой системы. Построено три атомных ледокола, в том числе самый мощный в мире — «Арктика».
Также завершено строительство морского терминала «Утренний» в Обской губе. В августе он должен принять плавучий завод по производству СПГ. Запущены регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» с северо-запада России на Дальний Восток и обратно.
В этом году с опережением графика запланирован вывод на орбиту пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех арктических маршрутах, сообщил премьер.
Михаил Мишустин назвал Северный морской путь ключевым элементом повышения транспортной связанности самых труднодоступных территорий. По его словам, правительство продолжает уделять особое внимание развитию Северного морского пути. Для этого был подготовлен законопроект о северном завозе, который уже прошел первое чтение в Госдуме. На доставку в удаленные районы грузов, критически важных для людей и организаций, приходится порядка трети от общего объема перевозок морским транспортом.
Кроме того, динамичные и надежные потоки строительных материалов и оборудования необходимы, чтобы реализовать масштабные проекты, такие как «Арктик СПГ». Такие проекты ведут за собой развитие смежных отраслей и в целом арктических и дальневосточных регионов. Дальнейшее расширение инфраструктуры на Крайнем Севере позволит организовать поставки, для которых не хватает мощности Восточного полигона железных дорог.
Михаил Мишустин обозначил задачу правительства — обеспечить рентабельную грузовую базу. Для этого подписано 6 соглашений с ключевыми инвесторами. В рамках данной работы ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объем перевозок до уровня свыше 190 миллионов тонн.
Результатом реализации таких проектов станут дополнительные поступления в бюджет — более 20 триллионов рублей.
«Решающим фактором для бизнеса является возможность свободно перенаправлять грузы по любому маршруту — в восточном или западном направлении, оставаясь при этом в российском территориальном море и исключительной экономической зоне, что значительно усиливает конкурентоспособность отечественных предприятий на мировом рынке», — отметил глава правительства.
Михаил Мишустин напомнил слова президента о том, что наши иностранные партнеры хотят укреплять отношения с Россией и проявляют интерес к работе по Северному морскому пути. Глава правительства отметил востребованность СМП, поскольку этот маршрут является кратчайшим для транзита товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в порты Европы. Кроме того, к проекту проявляют интерес компании из Индии.
Сейчас складываются благоприятные условия для развития туризма в арктической зоне — ежегодно Крайний Север принимает более 1,5 миллиона туристов. «Сектор гостеприимства имеет один из самых высоких мультипликаторов для экономики. Особенно много он создает рабочих мест», — подчеркнул Михаил Мишустин.
По мнению председателя правительства, необходимо подготовить дальнейшие шаги по развитию СМП, в том числе выработать меры по: перенаправлению грузовой базы с Запада на Восток, строительству судов ледового и неледового класса, развитию морских портов за пределами акватории пути.
«От решения этих вопросов зависит благополучие жителей арктической зоны и Дальнего Востока, а также развитие экономики нашей страны в целом», — сказал председатель правительства.