«Красное знамя» вместо Rolls-Royce
В частности, в России быстро растет доля грузовиков из Китая. В июне на них пришлось 33% продаж грузовых авто, а в июле этот показатель вырос до 44%. При этом доля отечественных компаний сократилась с 54% в июне до 43% в июле. По оценкам специалистов рынка, китайские бренды практически полностью заняли ниши, которые ранее безраздельно принадлежали грузовикам европейских марок. Вместо ушедших из России Volvo, Scania, Mercedes, Isuzu и MAN на дорогах России все больше китайских Foton, САМС, Shacman, Howo, FAW, DongFeng.
Ранее предпочитавшие западную продукцию перевозчики вынуждены переориентироваться на китайскую. И выясняется, что грузовики производства КНР практически ни в чем не уступают западным аналогам. При этом они на порядок дешевле. К ним в неограниченном числе есть запасные части, что немаловажно в нынешних условиях. Конечно, остается еще немало критиков китайской автотехники, которые «через губу» оценивают качество и потребительские свойства грузовиков из КНР.
Однако есть такое понятие, как цена владения, то есть затраты на содержание и ремонт, так вот она у китайских машин на порядок ниже, чем у западных. И это создает немалые преимущества, а также сулит снижение логистических затрат, на которые так часто ссылаются продавцы и производители при повышении цен на потребительские товары. Например, новый китайский самосвал Shacman, популярный ныне в России, чуть дороже аналога КаМАЗ. За эти деньги сейчас можно купить лишь подержанный десятилетний Volvo.
При этом позиции российских производителей остаются сильными. В компании КамАЗ заявили, что их доля на рынке в данный момент стабильна: компания является лидером по количеству проданных грузовиков. В июне им удалось продать почти 2,5 тысячи машин. Второе место занял китайский производитель Shacman: в июне он продал в России чуть меньше тысячи автомобилей.
Что касается китайских легковых автомобилей, то их продажи пока растут не столь быстро. Китайский автопром, который является самым мощным в мире, производя 22−23 млн единиц в год, не очень был заинтересован в России, где традиционно превалировали западные марки. Китайское производство, ориентированное на большие объемы, не очень воспринимает российский рынок, где ежегодно продавалось всего 1−2 млн авто. Но сейчас китайские компании, учитывая уход западных брендов, пересматривают свое отношение, более детально изучают ситуацию в России. И вскоре мы сможем увидеть взрывной рост продаж и в этом сегменте. Следует учесть, что российский рынок легковых авто за первое полугодие рухнул на 85 процентов. Продажи практически прекратились, причем не из-за отсутствия автомобилей, а из-за цен на них, которые увеличились в среднем в 2−2,5 раза.
Массовый приход китайской техники, которая по соотношению цена-качество не уступает западной и корейской, может кардинально изменить ситуацию. Безусловно, у нас останется немало покупателей, которые и слышать не хотят о китайских марках, но массовый потребитель без сомнения по достоинству оценит лучшие образцы машин из КНР. Если, конечно, они до нас доедут. Китайский автоконцерн Great Wall Motors готовится к продажам своего внедорожника под названием Tank 500, которые должны начаться в будущем году. Внушительная машина пятиметровой длины, по своим характеристикам схожая с Тойота Прадо, как ожидается, будет стоить в России 4−4,5 млн рублей.
А вот что касается мобильной электроники, то китайские производители уже практически заняли ниши, которые освободились после ухода Samsung и Apple. Причем, помимо известных ранее в России Haier и Xiaomi появляются новые марки, такие как гонконгская Infinix. Как считают специалисты рынка, по мере заключения долгосрочных контрактов и отработки логистических цепочек, доля китайской техники будет увеличиваться, а розничные цены — снижаться.
Такая же ситуация и с другой бытовой техникой. С начала спецтоперации на Украине продажи китайских телевизоров, в том числе Haier и Xiaomi выросли почти в два раза.
В 50−60 годы прошлого века СССР помог Китаю создать основу промышленности, модернизировать имевшиеся предприятия. В Китае при содействии СССР были построены крупные предприятия, которые заложили фундамент индустриализации. Наша страна снабжала КНР автомашинами, в том числе грузовыми, станками, тяжелым оборудованием. Ныне все зеркально поменялось.
За китайским брендом FAW скрывается аббревиатура Первый автомобильный завод. Этот завод был действительно первым для Китая крупным автопредприятием, и был он построен советскими инженерами. Ныне FAW, выпускающий широкую линейку автотехники, включая грузовики и люксовые авто, по-прежнему лидирует во многих сегментах авторынка.
Вскоре его лимузин на электротяге, полностью созданный в Китае под руководством инженера-дизайнера Джайса Тейлора, работавшего на Rolls-Royce, смогут оценить российские любители люкса. Кстати, Тейлор работает в немецком офисе FAW и занимает должности глобального вице-президент по дизайну и креативного директора. Именно он руководит созданием суперлимузинов для элиты под названием Hongqi («Красное знамя»). На машине «Красное знамя» ездит президент Белоруссии Александр Лукашенко, который получил его в подарок от китайских товарищей.
Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»